Лента новостей

19:45
Донецкая ОГА подписала экологический Меморандум с венграми
19:42
В Донецкой области разработали план работ по преодолению зимней непогоды
19:36
Донецкая область подписала соглашение о торговле с Албанией
17:28
За ноябрь в Донецкой области изъято из незаконного оборота подакцизных товаров почти на 688 тыс. гривен
17:06
Сам себе художник. Создаем интерьер самостоятельно
16:47
Восстановление работы Мариупольского аэропорта будет стоить 70 млн. гривен
15:24
Китай инвестирует в инфраструктуру Центральной и Восточной Европы
15:13
Инновационные порошки для стирки
15:05
Авдеевский коксохим борется за выживание
14:47
Число погибших на Донбассе приближается к 10 тысячам
14:29
В Докучаевске открыт первый банкомат банка ДНР
14:25
В Донецке восстановлена подача газа в Куйбышевском районе
14:19
За ноябрь чистая прибыль ГП «Артемсоль» составила 31,8 млн гривен
14:12
В Мариуполе на стихийной свалке нашли труп
11:34
НАБУ взялось расследовать подкуп депутатов Рады
11:21
Статьи расходов на организацию свадьбы в Донецке
11:11
В Донецкой области двое военных жестоко убили мужчину
02:30
Чем интересны чашки с фото?
22:59
Может ли безработный оформить кредитную карту?
18:23
Авдеевка – со светом, Авдеевский КХЗ запитан по одной линии 110 кВ
17:48
В Украине приостановлены все социальные выплаты
17:42
Украину отдадут Путину - Bloomberg
17:21
Школьников Северодонецка отправили на карантин
17:14
Чиновник подделывал официальные документы и причинил ущерб государству в размере 900 тысяч гривен
16:19
В Курахово отметили День местного самоуправления
15:43
Преимущества и недостатки разных типов хостинга
15:36
АКХЗ на грани закрытия – директор
15:20
В чем достоинства коучинга?
14:44
В Донецкой области разработали проект программы обеспечения переселенцев доступным жильем
14:38
Пленки Онищенко: конвульсии «режима реформаторов»
14:33
Як вибрати ручний фрезерний верстат по дереву?
13:42
В каждом районе Донецка будет установлена новогодняя елка
13:20
В Еленовке восстановили электроснабжение после обстрелов
13:14
В Донецкой области зарегистрировано более сотни стихийных свалок
13:00
Резиновая черепица и ее преимущества
12:18
Павел Жебривский обеспокоен низким уровнем подачи вагонов ГП «Артемсоль»
12:16
110 плательщиков Донетчины обратились за помощью на антикоррупционный сервис "Пульс"
12:13
Из Мариуполя пустят дополнительный поезд в Киев
11:50
Донецкая фильтровальная станция вновь обесточена
11:40
В Донецке открыли 10 пунктов обогрева
11:30
Чему стоит поучиться Украине у Польши?
11:18
Модные тенденции зимней моды 2017 года
21:31
Осторожность против риска. Где найти баланс?
21:12
В Лисичанске переполнен приют для детей, а в Северодонецке пустует школа-интернат
20:52
Представители Донецкой области рассказали о защите гендерного равенства
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Инклюзивное обучение – за и против

Инклюзивное обучение – за и против
Прежде чем говорить о проблеме, обязательного решения которой требует сама жизнь, расскажу небольшую историю. В одном городе жила маленькая девочка, подвижная, как все дети, непосредственная и любо­знательная. Но грянула беда: ребенок заболел, врачи поставили тяжелый диагноз - смертельное заболевание позвоночника. Спасти жизнь малышки могла только удачная операция.

Доктора постарались, опасность миновала, но на смену одной беде пришла другая: после операции у девочки полностью отказали ноги и она оказалась навсегда прикованной к инвалидной коляске. Пришло время идти в школу, сверстники услышали первый для них школьный звонок, а эта девочка вынуждена была сидеть в квартире. Учителя, правда, приходили к ней и уроки проводили, училась она отлично, но детская душа тосковала по общению со сверстниками.

Мама научила дочку вязать и вышивать. Девочка была очень трудолюбивой и умела фантазировать. Она стала выплетать целые картины. Самое яркое свое изделие – картину, изображающую поле пшеницы, буйно колосящейся на фоне восходящего солнца, малышка подарила мэру города, в котором жила. Растроганный градоначальник сказал ей, что выполнит любое ее желание и исполнит самую сокровенную мечту.

Семья девочки считалась бедной, и мэр думал, что у него попросят компьютер или мобильник, а может, дорогостоящую импортную инвалидную коляску, он все готов был подарить. Но желание не касалось никаких материальных благ. Девочка призналась, что больше всего на свете хотела бы учиться в школе вместе со здоровыми детьми.

Градоначальник должен держать свое слово. Девочка заканчивала 4-й класс. К началу учебного года в наружной стене 5-го класса школы прорубили дверь и построили пандус, чтобы новая ученица могла сама подниматься и спускаться по нему на инвалидной коляске. На праздновании своего настоящего первого звонка пятиклассница восторженно сказала, что она самая счастливая в мире, что у нее будет много друзей и она такая же, как все.

На следующий год город профинансировал строительство лифта на 2-й этаж школы, где расположены кабинеты физики, химии, биологии. Девочка получила возможность наглядно и полноценно усваивать программу средней школы. Поначалу сверстники сторонились одноклассницы на коляске, кто-то откровенно насмехался над ней. Классный руководитель проводила постоянные беседы о доброте, чуткости и человеколюбии. Добраться до детских душ сложно, они все разные, но настоящему мудрому учителю все по плечу. Постепенно девочка стала полноправным членом класса, дети полюбили ее, а она их уже давно любила. Этот рассказ отнюдь не выдумка, а реальная история, произошедшая в одной из украинских школ.

Теперь вплотную о насущной проблеме. Форма учебы, описанная выше, называется инклюзивным обучением детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе. Такими детьми считают инвалидов различных нозологий, которые в той или иной степени могут усвоить программу средней школы.

До недавнего времени вопрос инклюзии у нас в стране не поднимался вообще, общество продолжало жить по постулатам советской педагогики, считавшей, что ребенок-инвалид должен быть изолирован от здоровых детей, и образование он мог получить только в специальном учебном заведении, т. е. интернате. Небольшое исключение составляло индивидуальное обучение на дому.

Казалось бы, отношение самое гуманное, но во что выливалась эта псевдочеловечность, знают только сами дети-инвалиды и их семьи. Страна, ударными темпами строившая коммунизм, и не вникала, что следствием подобного образования почти всегда становились трагедии человеческих личностей. Сначала и без того слабого, нуждающегося в родительском тепле ребенка безжалостно забирали из семьи, помещали в специнтернат и почти на 10 лет с корнем вырывали из общества. Затем дети с ограниченными физическими возможностями вырастали, получали документ о среднем образовании и их снова бросали в общество, которое уже на 10 лет ушло вперед, и об этих детях, их нуждах, заботах просто забыло, разучилось сочувствовать и понимать. Возникала стена! По одну сторону - инвалид, имеющий мизерную пенсию, определенные знания, но совершенно оторванный от реальной жизни, по другую - здоровые и сильные люди, занятые решением собственных проблем, безразличные и черствые.

20 лет независимости - слишком малый срок для перевоспитания, ведь утраченные нравственные ценности восстанавливаются веками. Пресловутая стена не такая уж мощная и разрушить ее можно, если взяться всем миром. Краеугольным камнем в решении проблемы может стать инклюзивное обучение. Опыт стран Европы доказывает это. Там уже давно не существует разницы между больными и здоровыми детьми. С малых лет они живут вместе, общаются, учатся в школах, от чего выигрывают обе стороны: слабые становятся сильнее и увереннее в себе, а сильные - добрее и отзывчивее, приучаются любить каждого человека, независимо от его физического или психического состояния.

В Украине уже появились первые ростки инклюзивного обучения. В школах многих областей открылись спецклассы, где успешно проводится совместное обу­чение здоровых и больных детей. Прогрессивное начинание зиждется пока только на голом энтузиазме педагогических работников, родителей и волонтеров, одержимых людей, кому небезразлично человеческое горе и кто умеет понимать нужды детей с особыми образовательными потребностями.

15 августа этого года Кабинет министров принял постановление № 872 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях», подписанное премьер-министром Н. Азаровым. 17 пунктов этого постановления и дают ответ на вопрос, как правильно построить систему инклюзивного обучения в Украине.

Вопрос этот очень деликатный и щепетильный, и решать его нужно осторожно и продуманно. Мы не Европа, наше современное общество не готово целиком и полностью принять нетрадиционную систему образования. Многие родители являются категорическими противниками совместного обучения своих здоровых детей и детей-инвалидов. Они считают, что подобное общение окажется неприятным для их детей и пагубно повлияет на их дальнейшую жизнь. Не все родители и больных детей склонны отдать своего ребенка в массовую школу, они опасаются, что насмешки и издевательства здоровых, но злых сверстников окончательно сломят волю их детей. Поступать на свое усмотрение имеет право каждый, но если мы не станем искать точек соприкосновения, то высокие слова об интеграции инвалидов в здоровое общество останутся пустыми и никчемными и построить настоящее демократическое, человеколюбивое государство нам никогда не удастся. Начать нужно хотя бы на уровне эксперимента, тем более что желающих участвовать в нем много.

18 августа нынешнего года в донецкой школе № 112 состоялся семинар, посвященный проблеме инклюзивного обучения. Даже работники городского управления образования признают, что новым подходом к обучению детей с особыми образовательными потребностями в Донецке почти никто не занимается, но они уверены, что необходимо создать спецклассы хотя бы в нескольких школах города.

Местом проведения семинара эта школа выбрана не случайно. 17 ее учеников находятся на индивидуальном обучении, значит, педколлектив имеет определенный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Директор О. В. Павлова говорит, что для работы с детьми-инвалидами выбирает учителей со стажем, и именно тех, чьи человеческие качества она хорошо знает. Такой педагог должен не просто владеть предметом, но быть еще и немного психологом, чтобы суметь расположить к себе ребенка, проникнуться его нуждами и переживаниями и научить его преодолевать трудности.
В школе № 83 того же района 14 детей занимаются индивидуально. Ее руководитель Н. В. Дермак является горячим сторонником инклюзивного обучения, она готова предоставить свою школу для проведения эксперимента и уверена, что он даст положительные плоды.

Любое начинание, тем более совершенно новое для нас, связано с решением сложнейших задач. Н. Дермак считает, что для привития здоровым детям доброты и чуткости им просто необходимо контактировать с больными ровесниками, если не с детского садика, то хотя бы с младшей школы. Взрослые с утраченной моралью, по ее мнению, тоже нуждаются в воспитании человеколюбия. Это призваны делать социальная реклама, которой сейчас почти не существует, и средства массовой информации.

Вопрос о введении инклюзивного обу­чения в Украине из стадии дискуссий перешел в практическую плоскость, большинство небезразличных украинцев склоняются к тому, что такое обучение не просто нужно, а остро необходимо.

Галина ПОНОМАРЕВА


Похожие публикации

Добавьте комментарий

 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх