«Время делать пончики»

«Время делать пончики»

Так назвал свои мемуары миллиардер Уильям Розенберг, основатель крупнейшей в мире международной сети кофеен Dunkin’ Donuts. Семь классов образования и вера в себя — вот всё, что понадобилось пареньку из Бостона, чтобы не остаться чистильщиком обуви до конца дней своих. Сколотив состояние на торговле пончиками с кофе, он стал живым воплощением «американской мечты»…

Работать быстрее и лучше


Будущий «пончиковый» магнат появился на свет в 1916 году в Бостоне, в многодетной семье владельца бакалейного магазинчика, приносившего мизерный доход. Великая депрессия 1930-х ввергла семью в крайнюю нищету, и Билли, бросив школу, пошёл работать: чистил обувь, убирал тротуар, разносил продукты и телеграммы за 22 доллара в неделю, — словом, хватался за любую возможность. В 14 лет он усвоил простую истину: заработать деньги несложно, — нужно лишь понять, чего от тебя хотят клиенты; а чтобы платили больше, ты должен выполнять свою работу каждый раз быстрее и лучше.

Потом были место посыльного в Western Union, развозчика молока в HP Hood. Если выпадала свободная минутка, Билли находил способ заработать лишнюю копейку. И это ему хорошо удавалось. Например, жарким днём он взял бесплатно у знакомых лёд, наколол кубиками и продал на ипподроме по 10 центов за порцию, выручив 170 долларов!

Усердие и коммерческая жилка юноши не остались без внимания: ему предложили поработать разъездным продавцом мороженого. Вскоре из кабины фургона он пересел в кресло менеджера по продажам. Но его управленческую карьеру прервала Вторая мировая война и служба корабельным электриком в Bethlehem Shipbuilding.

Главное — понять клиента!


Наблюдая, как его товарищи в обеденный перерыв бегают за фастфудом, Розенберг задался вопросом, от чего зависит прибыльность такого бизнеса и как его можно развить. В 1946 году, заняв денег, он открывает компанию Industrial Luncheon Services и за первые два года доводит свои активы до двух сотен «кухонь на колёсах» — Open Kettle, переоборудованных из довоенных грузовичков. И однажды, изучая отчёты о продажах, Розенберг обратил внимание на то, что практически половину выручки ему дают пончики и кофе. Результатом этих выводов стало первое стационарное кафе, где всего за 15 центов можно было получить кофе и пончик. И тщательно продуманный сервис.

По сути, ничего нового в этом бизнесе не было, но Уильям модернизировал его, расширил ассортимент выпечки и дополнил её «бонусами» в виде разноцветной глазури на выбор.

Ещё спустя два года заведения Розенберга получили нынешнее название Dunkin’ Donuts. Тогда же их владелец вывел для себя вторую аксиому: многомиллионное дело можно построить на товарах, которые стоят меньше одного доллара.

Следующим логическим этапом в развитии компании стала продажа франшиз Dunkin’ Donuts. Розенберг даже основал Международную ассоциацию франчайзинга, успешно работающую по сей день. По его словам, франчайзинг — это возможность осуществить большую американскую мечту, где каждый способен иметь свой бизнес и преуспеть в нём.

Популярность кофеен Dunkin’ Donuts и прибыль от них росли, сеть расширялась. После открытия сотой кофейни Уильям передал бразды правления сыну, а сам остался в совете директоров. А в середине 1960-х миллиардер решил привлечь утренних клиентов обедами: в зданиях, где размещались его кофейни, появились закусочные Howdy Beefburger, предлагающие гамбургеры и другую подобную «быструю» снедь.

Лидеры не сдаются


В 1971 году у Розенберга диагностировали заболевание лёгких, осложнённое диабетом. Это подтолкнуло его к решению удалиться на природу и… открыть новый бизнес. Приобретя в Нью-Гэмпшире конеферму «Уилроуз», он вскоре и ей обеспечил большую популярность в Америке. В лошадях Уильям не разбирался, но умел подбирать нужных специалистов. Когда же сил заниматься делами не осталось (в 1980 году врачи нашли у него лейкемию), ферма была подарена Нью-Гэмпширскому университету.

Примечательно, что в окружении миллиардера мало кто догадывался о тяжести его болезней. Глава любого бизнеса своим поведением должен вызывать у сотрудников и партнёров чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне, — этому принципу он следовал неукоснительно.

В последние годы жизни Розенберг перечислял многомиллионные пожертвования медицинским центрам, занимающимся поиском лекарства от рака. По его словам, даже если ему не удастся стать свидетелем великих открытий в этой сфере, то его деньги помогут приблизить эти открытия и помочь другим людям.

Последним серьёзным делом великого предпринимателя стала публикация автобиографии, в которой он подробно описал, как сумел построить свою «империю».

Уильям Розенберг умер в 2002 году, но его бизнес процветает и поныне. Сегодня Dunkin’ Donuts — одна из сетей компании Dunkin’ Brands — насчитывает свыше 12 тысяч заведений в 45 странах мира.

Zavarnik
Вернуться назад