Налоги меняют мир

Налоги меняют мир

Аналитики определили несколько мировых тенденций, которые окажут влияние на налогообложение. Вызовы сложные, но преодолимые.

Универсальный рейтинг


В ноябре консалтинговая компания PwC и Мировой банк опубликовали очередной рейтинг Paying Taxes 2018, посвящённый лёгкости уплаты и администрирования налогов в разных странах. Это исследование становится частью рейтинга Doing Business, но и само по себе является завершённым аналитическим продуктом.

Украина, как мы писали ранее, продвинулась стремительно вверх в рейтинге фискальных систем, с 84-го места на 43-е, хотя основной прирост дало снижение ставки единого социального взноса в этом году.

Помимо подведения итогов года авторы исследования выделили ряд тенденций, доминирующих сейчас в сфере налогообложения, и спрогнозировали, как эти факторы повлияют на экономику и финансы мира в ближайшие 5 лет. Выводы PwC и Мирового банка универсальны: в частности их презентовали в нашей стране представители «PwC Украина».

Богатые заплатят за бедных


Первый тренд — увеличение пропасти между богатыми и бедными. Это означает не только рост различий в достатке и прибыли, но и прореживание среднего класса. Средний класс является фундаментом для государства и в частности — для наполнения бюджета в странах со свободной экономикой. Следовательно, такая тенденция приведёт к сокращению налоговых поступлений. Государства будут вынуждены искать новые источники наполнения казны.

Одним из таких источников может стать увеличение количества или размеров непрямых налогов или дополнительных сборов: акцизов, НДС, экологических налогов и т. д. Другой путь — прогрессивная ставка налогообложения доходов, при которой богатые будут платить в процентном соотношении больше бедных, или же налог на роскошь, которым будут облагаться дорогостоящие приобретения (дома, украшения, иномарки и прочее). Отчасти Украина уже пошла по этому пути, установив повышенные ставки налога для больших квартир и домов (площадью свыше 300 и 500 кв. м соответственно) и дорогих авто (с ценой больше 1,2 млн грн).

Нарастающее недоверие общества


На повышение налогов для обеспеченных граждан государство вряд ли пойдёт: хотя бы по причине и без того большой их величины. Как показывает это же исследование Paying Taxes 2018, фискальная нагрузка на одного украинца уже сейчас близка к таковой в наиболее экономически развитых странах.

Ещё одна значимая тенденция — нарастающее недоверие к институтам власти и вообще к институтам общества. В Украине эта тенденция усугубляется не оправдавшимися постреволюционными ожиданиями, войной, перманентным политическим кризисом. Общество будет требовать большей прозрачности и открытости, активных действий, реальных результатов. Правительство, частные корпорации и третий сектор вынуждены будут изменить свои стратегии и модель поведения, чтобы удовлетворить эти запросы.

В то же время ещё одним мировым трендом является популизм. Логично, что недоверие к привычным институтам может подтолкнуть массы к персонам и движениям, предлагающим «простые решения». Фискальной сферы такие «решения» касаются очень часто. Что в США, что в Украине в провластных кругах регулярно возникают идеи закрыть границы для импорта, отменить налоги, расплатиться бюджетными деньгами за долги частных структур или же необоснованно завышать социальные гарантии. Любая из этих инициатив сразу же требует решения проблемы наполнения бюджетов.

Пройденный Рубикон


Старение населения — проблема, с которой ранее сталкивались только самые богатые страны. Теперь же она дошла и до стран развивающихся, с так называемой переходной экономикой, таких как Украина.

Как раз наша страна выступает наглядным примером того, к каким последствиям ведёт увеличение среднего возраста граждан параллельно с попытками удержать неизменным социальное обеспечение. По состоянию на март 2017 года 12 миллионов украинских пенсионеров содержали немногим более 10 работающих и платящих социальный взнос граждан. То есть Рубикон, за которым человек продуктивного возраста «тянет» ещё одного человека, уже пройден. Соотношение пенсионеров к работающим упрямо приближается к отметке 2:1.

Это вынуждает правительства пересматривать социальные стандарты и проводить пенсионные или налоговые реформы. Возможные цели, конечно, ограничены: либо снижение уровня расходов, либо увеличение уровня доходов. А вот путей решения много: увеличение пенсионного возраста, вывод экономики из тени, рост налогов, отказ от льготного налогообложения.
Немножко позитива

Самая же положительная тенденция, отмеченная аналитиками, касается, конечно же, развития технологий и их проникновения в том числе в фискальную сферу. IT-решения позволяют не только удалённо администрировать налоги и платить их, но и без привлечения человека отслеживать рискованные сделки и подозрительные транзакции, прогнозировать чрезвычайные ситуации, выявлять мошеннические схемы. Построение прозрачной, автоматизированной, но при этом простой фискальной системы — лишь дело времени. Правда, одними лишь технологическими нововведениями, без законодательных изменений, этого не добиться.

Zavarnik
Вернуться назад