Налог на пенсии в Украине — ограбление беззащитных

Налог на пенсии в Украине — ограбление беззащитных


Наступившее после робких и кратких выступлений всеобщее гробовое молчание «демократических СМИ» по поводу 15- процентного налога на пенсии работающих пенсионеров показало, чего стоит на деле украинская свобода слова.

Нельзя, конечно, сбросить со счетов два фактора – коллегиальную ярость всей пишущей братии по поводу непечатной брани Коломойского в адрес собрата по перу и далеко не пенсионный возраст реестровых борцов за правду. Не в пример Черновецкому, у которого целый штат сотрудников обзванивал и обходил пенсионеров.

От таких тривиальных и скучных забот, как обеспечение стариков хлебом насущным, отвлекают то экстремальные забавы со смертельным исходом, то гладиаторские бои во славу олигархов. Однако это всего лишь рябь на поверхности. Ибо главным вопросом для нищих и полунищих является вопрос – как выжить в условиях резко возросших цен и падения реальных доходов.

Кто-то из непризнанных философов правильно заметил, что одна из трагедий старости в том, что человек становится как бы невидимым для окружающих. Это на сто процентов было справедливо в СССР и на все двести – в постсоветской Украине. Традиционно нищенские пенсии рядовых граждан приучили их к огородам летом и сидению на лавочках у подъезда в остальное время. О пенсиях колхозников вообще невозможно говорить без слез. «Великая отечественная Вона», надо отдать ей должное, демагогически время от времени взывала к власть имущим от имени пресловутого «простого народа», который в лице пенсионеров вознаградил ее достаточно длительной популярностью. Тем не менее, в последних выступлениях по телевидению Тимошенко сместила акцент на грядущие расправы с российским агрессором в Гааге.

Если посмотреть на вещи трезво, то полтора миллиарда, которые бюджет намерен сэкономить в результате удержания пятнадцати процентов из пенсий, — это просто грабеж самых беззащитных. Кроме того, принятие грабительского закона свидетельствует о полном провале правительственной затеи по выведению зарплат из тени путем снижения для работодателей единого социального взноса. Как и предсказывали специалисты, в результате подобных действий нельзя было ожидать увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Оставим пока что за скобками «ущемленные права» высокооплачиваемых пенсионеров

Вероятно, ограничение самых больших пенсий либо запрет получать пенсию и зарплату высокооплачиваемым чиновникам является вполне оправданной мерой. К примеру, первый заместитель руководителя аппарата Верховной Рады — управляющий делами Иван Куцык задекларировал 787 718 гривен доходов в 2013 году. Заработная плата Куцыка составила 263 508 гривен, материальная помощь (!!!!) — 29 305 гривен, страховые или пенсионные выплаты — 88 700 гривен, а доход от отчуждения имущества — 406 205 гривен. При этом в его собственности не задекларировано никакого имущества, кроме приобретенного в 2013 году за 1 524 930 гривен автомобиля Mercedes-Benz ML. Руководитель аппарата Рады Валентин Зайчук задекларировал 1 362 091,81 гривны доходов в 2013 году. 65-летний Зайчук работает руководителем аппарата Рады с 2002 года. Эти сведения с большим трудом получила и сделала достоянием гласности депутат Светлана Залищук.

Но в то время, как богатые пенсионеры тратят деньги на продукцию зарубежного автопрома и покупку престижной недвижимости, структура расходов обычных работающих пенсионеров совсем иная. И вот тут помимо сочувствия к пожилым людям, вынужденным трудиться для того, чтобы купить самое необходимое, законодателям нелишне было бы принять во внимание последствия этого каннибальского по сути закона для экономики Украины.

Газета «Николаевские новости» в начале февраля 2015 г. подсчитала примерные расходы обычного пенсионера-горожанина: коммунальные услуги — 500 гривен, продукты с ограниченным рационом — 1200 гривен, лекарства — 200 гривен, ремонт одежды и обуви — 50 гривен, мыло, зубная паста, средства для стирки — 50 гривен, другие расходы — 100 гривен. Итого — 2100 гривен. Предполагается, что НОВОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ПЕНСИОНЕРЫ НЕ ПОКУПАЮТ НИКОГДА. Надо понимать, что за 10, 15 или 20 лет жизни на пенсии новая одежда и обувь не понадобится. О предметах обстановки, бытовых приборах и оргтехнике и речи быть не может.

Для многих пенсионеров удержание пятнадцати процентов из пенсии почти сведет на нет выигрыш от получения субсидии для оплаты коммунальных услуг. Об этом факте власти предпочли скромно умолчать.

Около 400 тысяч украинских пенсионеров получают пенсию 3600 гривен и более. Остальным приходится по одежке протягивать ножки, порой – в буквальном смысле. Широко распространено мнение, что количество пенсионеров в Украине стремительно увеличивается. На самом деле наблюдается прямо противоположная тенденция: количество пенсионеров всех категорий неуклонно сокращается. И это несмотря на выход на пенсию тех, кто родился в период послевоенного беби-бума – с 1946 по 1956 гг., что теоретически должно было повлечь увеличение, а не уменьшение числа пенсионеров. Сказанное позволяет сделать вывод о резком сокращении продолжительности жизни пенсионеров за последние несколько лет.

Согласно информации Пенсионного Фонда Украины, по состоянию на первое июля 2014 года в Украине насчитывалось 12 млн. 757 тыс. 443 пенсионера, которые, в среднем, получали по 1 560,98 грн. ежемесячно.

Наиболее многочисленная группа — пенсионеры по возрасту — насчитывает 9,831 млн., при этом средний уровень пенсии составил 1 557,76 грн./мес.

Пенсии по инвалидности получают 1,424 млн. чел., и они составляют в среднем 1 380,33 грн. /мес.

Пенсии по потере кормильца (в том числе в АТО) получают 628 482 человек, в среднем — 1 327,55 грн.

Пенсии по выслуге лет к первому июля текущего года получали 213 643 украинца. Их средняя пенсия составила 1 631,24 грн./мес.

Количество военных пенсионеров в Украине на 1 июля 2014 г. составило 542 651 чел., а средняя пенсия — 2 426,10 грн./мес.

Самые скромные, социальные пенсии (976,52 грн./мес.), в Украине к началу второго полугодия 2014-го получали 115 648 человек.

Минимальная пенсия шахтерам составила 2947 грн.

На пожизненном содержании у государства на 1 июля находилось 1 384 судей. Средние пенсии этой группы выросли до 15 145,23 грн. /мес.

Показательно, что в то время как средняя пенсия судей выросла на 2 968,4 грн., остальные пенсии возросли:

у пенсионеров по возрасту – на 36,17 грн.;

у инвалидов — на 15,86 грн.;

при потере кормильца – на 57,02 грн.;

по выслуге лет – на 31,06 грн.;

у военных пенсионеров – на 52,94 грн.;

у «социальных пенсионеров – на 48 копеек.

Всем известная суперактивная пенсионерка по возрасту (1953 года рождения) и депутат многих созывов ВР Александра Кужель года полтора назад очень громко публично возмущалась, что НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ БОЛЬШОЙ ЗАРПЛАТОЙ 5000 грн./мес. По ее собственному признанию, друзья – или ближний круг общения — Александры Владимировны — это Вера Ульянченко, Петр Порошенко, Александр Зинченко, Александр Шлапак, Елена Кучма, Людмила Супрун, Юрий Мирошниченко, Дмитрий Выдрин, Ксения Ляпина. Критерии, которыми руководствовалась при оценке доходов многолетняя радетельница за малый бизнес, так сказать, предопределены. На какую же пенсию может обоснованно претендовать сама Александра Владимировна, буде законотворчество станет ей уже не под силу?

По состоянию на 1 января 2014 года на учете в органах Пенсионного фонда Украины находились 1 тысяча 31 бывший народный депутат. 1 декабря 2014 года к этому числу прибавилось еще 44 человека – очевидно, «новобранцы» из окончившегося в ноябре 7 созыва Верховной Рады Украины.

По данным ПФУ, на начало 2014 года средний размер пенсии бывшего народного депутата составлял 15 тысяч 303 гривны. Под конец же 2014 года эта сумма уменьшилась всего лишь на одну тысячу: теперь бывшие избранники получают каждый месяц примерно 14 тысяч 200 гривен пенсии. То есть в месяц на содержание депутатов-пенсионеров государство тратит 15 миллионов 258 тысяч гривен, в год – 183 миллиона 102 тысячи гривен. При этом 82% от этой годичной суммы ложится на плечи не Пенсионного фонда, а на плечи налогоплательщиков: в 2014 году на выплату пенсий народных депутатов из Государственного бюджета ПФУ была выделена дотация в размере 150 миллионов 295 тысяч гривен.

Эти 150 миллионов – одна десятая часть тех полутора миллиардов, которые государство намерено сэкономить за счет работающих уборщиц, кондукторов, сторожей, кладовщиков, дворников и прочих пенсионеров, которые вынуждены работать на низкооплачиваемых непрестижных должностях, чтобы выжить и оплатить текущие расходы. Такие вакансии никого, кроме пенсионеров, не привлекают, ибо на подобную зарплату прожить невозможно.

Размер зарплаты народного депутата Украина на 2015 год согласно нового Бюджета Украины составит 12,1 тыс гривен. Такая информация появилась на Национальном антикоррупционном портале 14 января.

В сообщении говорится, что после внесения дополнений в закон о государственной смете страны на текущий год заработная плата народных депутатов увеличилась в 2,2 раза.

Так, с 5,6 тыc. грн она увеличилась дo 12,1 тыc. гpивeн. Таким образом утихомирили таких новоиспеченных депутатов и профессиональных борцов за правду, как Светлана Залищук и Мустафа Найем, публично возмущавшихся нищенскими депутатскими зарплатами. Правда, пенсию депутатам сократили на 10%. Однако, уже начисленные пенсии уменьшаться не будут, поэтому расходы налогоплательщиков на обеспеченную старость народных слуг могут сократиться только по мере их естественного ухода в мир иной.

Пока что я не встречала в открытой печати данных о том, какой процент пенсионеров по состоянию на 1 марта 2015 г. имеет денежные сбережения и как эти сбережения распределяются. В любом случае, инфляция с аппетитом доедает гривневые депозиты, накопленные пенсионерами в довоенные годы.

Так что те полтора миллиарда, которые намереваются получить за счет налогообложения пенсий, будут изъяты из сферы жизненно необходимого потребления – мяса, сыра, фруктов, молока, качественных лекарств, обуви и одежды. А к чему ведет скукоживание потребления необходимых товаров и услуг, мы знаем – Великая депрессия 1930-х годов это показала. Поэтому пострадают не только пенсионеры, но и производители продуктов питания и товаров легкой промышленности, лекарств. Пострадает и розничная торговля, в том числе и рынки, куда многие пенсионеры ходят в целях экономии. Хорошо ли это при наличии спада производства – вопрос риторический. Но почему-то наши молодые реформаторы, в том числе и получившие образование в престижных зарубежных учебных заведениях, никак не воспротивились столь вредным и абсурдным нововведениям. Не были использованы возможности налогообложения покупки предметов роскоши, например, земельных участков в курортных и престижных районах, где несмотря на кризис продолжается возведение дворцов.

Я не являюсь сторонницей уравниловки и не считаю, что драконовскими методами можно достичь благоденствия. Но в Украине уже стало традицией решать финансовые проблемы государства за счет слабейших. Чего стоят хотя бы узколобые новации в Налоговом кодексе 2011 года, которые через год пришлось отменить! Но никто из авторов, в том числе и великий бизнесмен-реформатор Сергей Тигипко, не ответил за разгром, который был учинен в малом и среднем бизнесе за один год налогового беспредела. Надо полагать, что не найдутся и виновники социального напряжения, которое неминуемо возникнет уже через пару месяцев после вступления в силу закона об отчислениях из пенсий.

Трагедия старости не только в том, что старики становятся невидимыми для посторнних, а и в том, что для государства становятся невидимыми их насущные нужды
Вернуться назад